"Ақмола облысы білім басқармасының Ақкөл ауданы бойынша білім бөлімі Еңбек ауылының Кеңес Одағының батыры,Халық Қаһарманы С.Нұрмағамбетов атындағы мектеп балабақшасы " коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Школа-детский сад имени Героя Советского Союза Халық Қаһарманы С.Нурмагамбетова села Енбек отдела образования по Аккольскому району управления образования Акмолинской области"

СоцСети

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Повышение мотивации (педсовет)

30.06.2017

«Все наши замыслы, все поиски и построения

превращаются

в прах, если у ученика нет желания

учиться».

Василий Андреевич Сухомлинский

Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость:

«Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно

усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения

интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет

лишь видимость учебной деятельности.

 

Для учителей это давно заученная истина: если школьник хочет

овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно

возрастает. Однако мы часто жалуемся, что ученики не хотят учиться. Почему же

не хотят? В чем причина? Их немало. Хотя в каждом конкретном случае своя

причина, но есть и довольно распространенные - типичные:

(на экране фото учеников в различных ситуациях, взять у учителей

их мысли по поводу причин)

 

Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной

деятельности. Учение – это деятельность, требующая специальных умений и

навыков, а также немалой силы воли.

1.    

Громадность

преподаваемого материала, который нужно усвоить и запомнить. С одной стороны Госстандарт,

и как следствие педагоги, пытающиеся организовать деятельность без опоры на

желания и мотивы участников этой деятельности.

2.    

Отвлекающие

факторы полнокровной детской жизни. Школьник должен выбирать между

необходимостью делать нужные, но далеко не желанные школьные задания, и

возможностью насладиться захватывающими телепередачами или компьютерными

играми, это предпочтение нередко оказывается совсем не школьным заданием.

3.    

Однообразие

жизни и учебного процесса. Монотонность и однообразие школьных занятий,

убранства классов, действий учителей, отсутствие быстрой смены событий и

красок, ярких впечатлений и новых встреч, необходимость долго сидеть и молчать

– все это делает школьную жизнь тусклой и скучной для многих учащихся.

4.    

Бедность

и непродуманность методики организации учебного процесса в школьной жизни

вообще. Учитель с годами подбирает наиболее удобные для себя методы и приемы

работы, привыкает к ним и незаметно для себя может превратиться в живой

совершенный автомат. На каждом уроке все такие же объяснения, тот же рассказ,

фронтальный и индивидуальный опрос, сообщение домашнего задания.

5.    

Упорно-однообразная

авторитарная позиция учителя и родителей. В школе и дома ученики слышат одно и

то же: Учитесь, учитесь и учитесь! Это самое главное в жизни. Что ты получил

сегодня? Авторитарную позицию взрослых школьники воспринимают как

несправедливую и неправильную, что вызывает их протест и нежелание учиться.

 

Мы видим, что причины

разные. И не все из них легко устранимы. Можно ли в этих условиях обеспечить не

только желание учиться, но и их упорную и активную познавательную деятельность?

Каждому учителю известна

такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему

относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован.

 

Мотивация – это процессы, определяющие движение к

поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность

поведения. Изучение мотивации – это стремление понять как и почему люди

начинают действовать, стремясь к достижению цели, почему проявляют

настойчивость, что дает им силы преодолевать порой очень сложные препятствия.

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно четко понимать, что ребенка,

учащегося, необходимо мотивировать. Формировать мотивацию. Формирование

мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из

центральных проблем современной школы, делом общественной важности.

 

Формирование мотивации – это не  «перекладывание» учителем в

голову ученика готовых, из­вне задаваемых мотивов и целей учения, создание

таких  условий, при которых  появятся внутренние побуждения (мотивы,

цели, эмоции) к учению; осознание  их учеником и даль­нейшего саморазвития

им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого

наблюдателя за тем, как  развивается  мотивационная сфера учащихся,

он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов:

позитивная психологическая атмосфера урока, обеспечение гуманных отношений

между учителем и учеником,  выбор демократического стиля педагогического

взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов,

преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Проявления внимания

к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком.

Следует помнить, что большое значение  имеет 

формирование мотивации как у неуспевающих учащихся, но и у каждого, даже внешне

благополучного ребенка. Для этого необходимо  выявить состояние 

познавательной сферы ребёнка (стремление учиться), волевой и эмоциональной

сферы (цели в ходе учения, переживания в процессе учения).

 

(Видео про барашка)

 

Следует заметить, что в мотивации учения важную роль играют:

- содержание учебного материала;

- организация учебной деятельности: формы,

методы, приемы.

Содержание обучения выступает для учащихся

в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя и из

учебной литературы. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не

имеет для него какого-либо значения и не оказывает на него какого-либо

воздействия, а, следовательно, и не вызывает какой-либо деятельности. Только та

информация, которая как-то созвучна его потребностям, подвергается

эмоциональной и умственной переработке. В результате ребенок получает импульс к

последующей деятельности.

 

(деление

на группы)

Группа

1: цели и задачи  урока,

Группа

2: ход урока,

Группа

3: методы преподавания,

Группа

4: результат.

 

Прием первый: апелляция к жизненному опыту детей.

Прием заключается в том, что учитель

обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых

возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы

ситуация была действительно жизненной и интересной, а не надуманной.

Прием второй: создание проблемной ситуации

Для многих из нас этот прием

рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися

ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания,

умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. Начать

можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать

не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти

(например, «в каком году...», «кто изобрел...»), а вопросы, которые потребуют

анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и более

глубокого понимания материала и интереса к нему. Создание проблемной ситуации

гарантирует интерес к изучаемому.

Третий прием: ролевой подход и деловая игра.

В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль.

Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной

подготовки как со стороны учителя, так и со стороны самих учащихся, что в свою

очередь гарантирует успех такого урока у учащихся. Играть всегда и всем

интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя, как

правило, не замечают процесса обучения.

Четвертый прием: решение нестандартных задач на смекалку и

логику.

Задачи такого характера воспринимаются учениками гораздо лучше,

чем стандартные, и предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале

урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для

дополнительного решения дома.

Пятый прием: игры и конкурсы

Всем нам известно как трудно удержать внимание ребенка в течение

урока. Для разрешения этой проблемы можно предложить игровые и конкурсные

ситуации различного характера.

Шестой прием: кроссворды, сканворды, ребусы, творческие

сочинения и т.п.

Для контроля учебных достижений широко

используются привычные для детей такие способы контроля знаний, как

контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д., Но, проверить знания

учеников можно, предложив им работу как по отгадыванию кроссвордов, так и по

самостоятельной разработке таковых.

Просмотров: 344


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст