Классный час на тему:
«Доброта–солнце,
согревающее сердце
человека»
19.10.17
Подготовила
и провела: Богдан Н.Ю.
Классный
час «Доброта–солнце, согревающее сердце человека»
Цель:
- научить
учащихся этическим нормам поведения в
обществе и общения друг с другом,
- развивать
эмоционально-ценностную сферу учащихся;
продолжить
формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость,
развивать
умения сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- воспитывать
уважение к старшим, к окружающим тебя людям.
Методы проведения: поисковые, дискуссионные.
Оборудование: разрезные карточки с
пословицами, интерактивная доска, музыкальное сопровождение, воздушные шарики,мяч,
ватман, клей, раздаточный материал.
Ход классного часа
1. Вызов.
Если хмуриться с утра,
Нам поможет доброта.
Ну –ка, дети, соберитесь,
И друг другу улыбнитесь!
Улыбнулись? Ребята,
скажите, пожалуйста, приятно смотреть на
человека, который улыбается приветливой улыбкой? Мы все улыбнулись, и наша
жизнь, хоть на малую капельку, стала радостнее и добрее. (Звучит песня в исполнении учащихся «Улыбка»)
- В общении друг с другом
мы учимся говорить, писать так чтобы вас понимали, чтобы общение было
успешным. Когда мы общаемся, мы хотим расположить к себе собеседника.
- Не
только одними словами можно добиться успеха в общении, но ещё и добрым
поведением, а также добрыми поступками.
И
наше занятие сегодня посвящено ДОБРОТЕ.
слайд 1
- Что вам сразу приходит в
голову, когда вы слышите слово «доброта»?
(дети называют слова, учитель пишет
на доске)
- со словом доброта связано всё
хорошее, ласковое, тёплое, радостное.
«Добро»
в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать,
откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.
Работа со словарём.
Доброта – вещь удивительная.
Она сближает людей, как ничто другое.
В словаре Сергея Ивановича
Ожегова «добро»,«доброта» определяется,
как отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро
другим. «Добро- всё положительное, хорошее, полезное, ласковое» слайд 2
Чтение и анализ сказки.
Послушайте сказку В.Осеевой
Просто старушка
По улице шли мальчик и девочка. А
впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
-
Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился
на помощь старушке.
Когда
он вернулся, девочка спросила его:
-
Это твоя бабушка?
-
Нет, - ответил мальчик.
_
Мама? - удивилась подружка.
-
Нет!
-
Ну, тётя? Или знакомая?
-Да
нет же, нет! - улыбаясь, сказал мальчик.
-Это
просто старушка!
Вопросы для
анализа:
- Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас?
-Почему девочка удивилась?
-Чему научил вас этот случай?
-Значит, любой из вас имеет право выбора. Вы можете
сами решить, как вам поступить. Но всегда надо подумать о других.
(Дети читают стихотворения)
1.Стать добрым волшебником (Алёна)
Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости вовсе
не нужно особой.
Понять и исполнить
желанье другого,
Одно удовольствие, честное
слово!
2.На клумбе цветок
(Виктория)
Его листья повисли
Грустит он о чём?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться
Эй, дождик, полей!
И дождик спустился из
лейки твоей.
3.А что же сестрёнка
(Иван)
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
сделай сестрёнке.
И ты обернулся
ретивым конём-
Галопом сестрёнка
помчится на нём.
4.Хоть мама (Ельтай)
Ещё не вернулась с
работы,
Не трудно узнать
Её думы, заботы.
Вернусь, хорошо бы
пошить, почитать
Да надо с уборкой
возиться опять!
И ты совершаешь
великое чудо-
Пол засверкал,
засияла посуда.
И ахнула мама,
вернувшись домой:
-Да это же чудо.
Волшебник ты мой!
- Ребята, посмотрите, как по-разному
мы представляем себе это понятие. А для того, чтобы лучше разобраться, что же
такое настоящая «Доброта», сейчас мы отправимся в необычное путешествие в
страну Добра. слайд 3
- А отправимся мы с вами на корабле.
- Это наш корабль, он
называется «Дружба», а мы с вами кто? (ответы детей)
- Подскажите, а каким должен быть
экипаж на корабле? (ответы детей.)
- А еще экипаж любого корабля
обязательно должен быть дисциплинированным.
- А у нас с вами дисциплинированный
экипаж?
- Ещё издавна люди стремились к добру
и ненавидели зло.
- И эту мысль они отразили в
пословицах, которые передаются из уст в уста. Поэтому первым делом мы поплывем
на остров пословиц.
(Звучит музыка из мультфильма «Катерок» - «Синяя вода». Дети медленно
покачиваются из стороны в сторону, имитируя движения волн).
- И первая наша с вами остановка «По дорожке в замок к пословицам».
Пословицы сегодня будут сопровождать всю нашу встречу слайд 4
Открывается доска. На доске карточки
с «рассыпанными» пословицами.
2. Работа с материалом
а ) «По дорожке в замок к
пословицам».
- Перед вами рассыпанные пословицы.
Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу.
Дети выходят к доске, вывешивают
пословицы и объясняют их значение:
«Доброе слово человеку, что
дождь в засуху».
«Доброе слово и железные ворота открывает»
«Ласковое слово, что
солнышко в ненастье»
«Доброе слово и
кошке приятно»
- В чем заключается смысл каждой пословицы?
б) «Страна вежливых слов»
- Да, правильно. Из этих пословиц мы
видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте
– это доброе слово. Поэтому мы отправляемся в «Страну вежливых слов» слайд 5
- А для этого необходимо
вспомнить волшебные слова. Я начинаю читать начало предложения, а ваша задача
его закончить.
- Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого….(спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит.. (добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь…. (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании,
На прощанье говорят …(до свидания)
в) – Но не
только приятно слышать вежливые слова, очень приятно слышать добрые слова в свой
адрес. Поиграем в игру «Комплимент» (дети встают в круг,передавая друг другу
мяч,говорят комплименты)
Динамическая пауза
Свети ярче, солнце золотое.
Сияй, небо голубое!
Дуй, свежий ветерок!
Расти, маленький тополёк!
Я дарю вам доброту
И улыбку свою!
д) «Царство культурного общения»
- Обсуждать поведение других людей
легко. Скажите? Вы согласны со мной? А как бы вы сами поступили в подобных
ситуациях? Чтобы проверить себя, отправимся в «Царство культурного общения». Слайд 6
- Перед вами ситуации. Прочитайте
их, найдите ошибки, обсудите в группе и скажите, в чем дети были не правы.
Анализ ситуаций
Ситуации:
1.Ученик возвращался из школы домой,
увидел на перекрёстке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик
подошёл к нему, взял за руку и перевёл
на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика
возле него не оказалось. Слайд
7
2.Когда старушка-соседка попросила
мальчика сходить в магазин и купить ей хлеба, он согласился, но заявил, что за
это она должна его чем – то отблагодарить.
Слайд8
Анализ ситуаций
-Почему
мальчик из первого рассказа так поступил?
-Как
поступил второй?
-Кого
из героев можно охарактеризовать как бескорыстного?
Почему?
Совершив добро, наслаждайтесь
тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно, радостно. Есть такая
пословица - « Где добро, там и тепло». Хорошо
бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой – либо выгоды
для себя, т.е. бескорыстно. Если вы научитесь этому, вы – богатый человек.
г) « В мире волшебных сказок» слайд 9
- Да, непросто, оказывается, быть
вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают
нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Наш
дальнейший путь лежит в Сказочную лагуну. Ведь именно в сказках добро
всегда побеждает зло.
- Давайте, ребята, вспомним, какие
сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Отгадайте, о
ком пойдет речь? Слайд 10
1. Этот
сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по
городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого
Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло) 10-1к
2. Лечил
зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит) 10-2к
3.
Девочка, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга
из ледяного плена (Герда) 10-3к
4. Эта
девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному
мальчику. (Женя из Цветика-семицветика) 10-4к
5. Героиня, которая спасла жизнь
озябшей ласточки (Дюймовочка)
10-5к
- Чем же отличаются эти сказочные
герои от всех остальных героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? 11-2к
(Тем, что они творят добро, помогают
доброму человеку, хорошему делу, мешают злому.)
- Читайте, ребята сказки, и берите
пример с положительных героев. Ведь недаром гласит народная мудрость «Сказка
ложь, да в ней намек - ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК»
С вами, мы и приплыли к морю
Доброты, добрались до Доброй земли.
д) «Остров ДОБРА» слайд 12
Изготовление коллажа.
- Земля покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на
этой земле засияло ярко-ярко ( прикреплён круг от солнца) Не случайно,
народная мудрость гласит: «доброта, что солнце». А добрые люди как лучи этого
солнца добротой своей согревают людей. Вот пред вами слова: доброжелательный,
вежливый, грубый, неучтивый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает
в беде, часто ссорится, вспыльчивый, скромный, общительный , ласковый, наглый,
внимательный, жадный, крикливый, бескорыстный.
- Вам нужно выбрать из этих
слов только те, которые относятся к добрым людям, и наклеить их как лучи.
- Ребята, а чего не хватает на нашей
картине? Конечно, на «Доброй земле» должны петь птицы, летать бабочки (дети
наклеивают бабочек), цвести сады ( цветы), к потому что природа тоже радуется
доброте. Прикрепите ваши картинки. Весь
животный и растительный мир планеты зависит от нас – людей.
- На такой красивой полянке хочется с
друзьями поиграть. Прикрепите соответствующие картинки.
- Посмотрите, какое доброе солнышко у
нас получилось. И если люди будут такими же, как лучики этого
солнышка, доброжелательными, чуткими, ласковыми, тогда все на земле будут
весёлыми и счастливыми.
3 . Рефлексия.
- Добираясь до «Острова ДОБРА», мы
многое встречали на своём пути то, что помогает стать добрым человеком.
(Дети исполняют песню «Дорогою добра»)
А сейчас, я хочу, чтобы вы выразили
свою доброту, нарисовав улыбку на воздушном шарике. Подарите свою доброту нашим
гостям ( дети дарят шары гостям)
Резерв
-Давайте
встанем в круг, возьмёмся за руки. Вы чувствуете, как тепло переходит из одной
ладоши в другую, и нам становится хорошо и тепло на душе от этого. Вы
чувствуете? Давайте построим «пирамиду счастья» из наших рук.
-Смотрите,
какая высокая получилась пирамида, потому что все вместе, мы дружные, добрые и
счастливые.
- В народе говорят:
Добрые слова – корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды,
Добрые сердца – сады.
Ухаживайте
за своим садом и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его
солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!
-
Ребятки, я вас всех благодарю за хорошую работу.